Туркменистан

Сердар Акиниязов: Ковёр — одно из семи чудес Туркменистана

Национальное искусство ковроделия включено в Репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Гордостью туркмен является ковроделие. В этом древнем искусстве нашли своеобразное преломление тысячелетняя история народа, его богатая художественная одарённость и талант, тонкий вкус и чувство прекрасного. Первым свидетелем ковроткачества предков туркмен является пазырыкский ковёр, который был обнаружен в Горном Алтае в 1949 году. Возраст его, определённый радиоуглеродным методом равен 2400 годам. Ковёр, сотканный в V веке до н.э., смог сохраниться, так как находился под слоем вечной мерзлоты. В настоящее время он хранится в одном из крупнейших в мире художественных музеев – Эрмитаже, в городе Санкт-Петербурге. Также гордость туркменского народа была включена в нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО. Гость редакции Сардар Акиниязов поделился с читателями CentralAsia.news уникальной и интересной историей создания чудесных ковров трудолюбивыми ковровщицами.

Ещё в античное время высоко ценились шерстяные парфянские ковры, поступавшие на мировые рынки по Великому Шелковому пути, проходившему через территорию современного Туркменистана. В XIII веке известный венецианский купец и путешественник Марко Поло, чьи записи стали одним из первых источников знаний европейцев о Востоке, с чувством восхищения говорил о туркменских коврах. Итальянские мастера живописи эпохи Возрождения, пленённые искусством туркменских ковров, изображали их фрагменты на своих полотнах. Многочисленные изображения туркменских ковров были изображены на персидских миниатюрах XV века.

В конце  XIX и в начале XX века спрос на туркменские ковры резко вырос на рынках России, в крупных городах и столицах Европы. Великолепие туркменских ковров покорило искушённых в эстетстве европейцев высшего общества. Популярности туркменских ковров способствовало экспонирование их на различных выставках – на Кавказской (1888 год), в Москве (1891 год), Нижнем Новгороде (1896 г.), Санкт-Петербурге (1902 год), Ташкенте (1905 год). В 1899 году туркменские ковры произвели настоящий фурор на Всемирной художественной выставке в Париже, в 1904 году – в США в городе Сент-Луисе, в 1914 году – Берлине. Ранее для ознакомления Европы с туркменскими коврами приложил руку английский художник Д. Лессинг, который в 1879 году выпустил в Лондоне книгу «Старинные ковры Востока».

Венгерский учёный и путешественник Вамбери, побывавший как дервиш в XIX веке в Туркменистане, отмечал, что одно из главных произведений Средней Азии – ковры, есть единственная отрасль труда и искусства туркменских женщин: мы получаем их через Персию и Константинополь – кроме удивительной чистоты красок и прочности ткани, поразительно в этих женщинах умение соблюсти симметрию фигур, часто отличающихся большим вкусом, нежели у многих европейских фабрикантов.

Известный российский исследователь ковров Дудин в вышедшей в 1865 году в Санкт-Петербурге книге «Старинные ковры Средней Азии», говорит о туркменских коврах как о самых древних. Другие учёные отмечали особенности цветовых гамм, используемых при изготовлении туркменских ковров: «Краски обычно растительного происхождения: красная – корни марены, жёлтая – корни куркумы, почка сафоры, листья винограда; синяя – листья индигоферы (различных видов), различные краски – красную, коричневую, жёлтую, зелёную – даёт плод крушины».

Французский путешественник Блоквиль, который во второй половине XIX века, наблюдая жизненный уклад туркмен, отмечал, что «каждая ковровщица использует в своей работе тайные методы, оставленные по традиции их матерями. Поэтому у них сохранились различные образцы узоров для гёлей».

Инструменты для ковровых работ изготовляли народные умельцы, знавшие хорошо специфику производства. Такими инструментами были: специальный нож для ковроткачества – «кесер», гребни для расчёсывания шерсти, — «юн дарак», колотушка для ковроткачества – «докма дарак», ножницы – «гезлик».

Туркменистану есть чем гордиться в своей многовековой истории, своей ролью в становлении и развитии мировой цивилизации. Международное сообщество признало и по достоинству оценило этот вклад.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»