Туркменистан

Ко Дню поэзии Махтумкули: историческая роль гения

Об исторической роли туркменского классика рассказал доктор исторических наук Язклыч Оразклычев.

Махтумкули Фраги – великий сын своего народа, поэт, философ и гигант мысли. В честь великого народного мудреца 27 июня в Туркменистане готовятся широко отметить День поэзии Махтумкули. В канун такого чудесного праздника редакция CentralAsia.news предлагает тематический очерк доктора исторических наук Язклыча Оразклычева, в котором говорится об исторической роли поэта в жизни народа.

Он жил в XVIII – начале XIX века – в одном из самых трудных периодов истории туркмен. Дело в том, что Амударья, постепенно меняя своё русло, в 1576 году перестаёт течь по Дарьялыку, где проживало большинство туркменских племён. Изменение русла реки вынудило туркмен подняться с насиженных мест и переселиться в южные оазисы края. Миграция шла трудно и продолжалась вплоть до середины XIX века.

Туркменская нация оказалась под напором шквальных ветров, обдувающих её со всех четырёх сторон. Все смотрели на туркменские земли как на лёгкую добычу.

И вот именно в этих условиях, когда над народом нависла угроза, рождается гениальный поэт и мыслитель Махтумкули Фраги. А вслед за ним появляется целая плеяда выдающихся поэтов, таких как Шабенде, Магрупи, Кемине, Зелили, Сейди, Молланепес, Мятаджи и другие. Сокровищница разума народа переживает свой взлёт, всё более и более набирая высоту и энергию реальной силы. Конечно, ничто в этом мире не происходит случайно. Туркменскому обществу было необходимо покровительство, и оно появилось в лице Махтумкули и его последователей.

Поэты тех времён писали на народном, понятном простым людям языке. В своих стихах, которые были исключительно мелодичны, они воспевали мужество и отвагу туркменских джигитов, призывали народ к защите своей чести и своей свободы. Фраги обладал энциклопедическими знаниями, и его поэзия содержит обширные сведения как в области гуманитарных, так и естественных наук. 

Красной нитью в его творчестве проходит тема веры. Суры Корана необыкновенной вязью вплетены в вирши великого поэта, при этом сюжеты священной книги мусульман изложены в особой, лёгкой и понятной, манере. Хотя принятие туркменским народом ислама произошло за много веков до Махтумкули, можно смело утверждать, что по-настоящему туркмены приобщились к мусульманской культуре, в основном, через поэзию Фраги. Великий мыслитель раскрыл народу идеи гуманизма и высокой нравственности, и народ полностью воспринял воззрения и идеалы поэта.

Как правильно отметил академик Мурад Аннанепесов, Махтумкули выступил талантливым адвокатом своего народа, стал его заступником. Голос поэта прозвучал как призыв к социальной справедливости, и устами поэта народ впервые заговорил о своих бедах и гневе, о своей светлой мечте. В ту нелегкую пору, когда на долю туркмен выпали страшные испытания, Фраги возвестил во весь свой голос, что он встаёт на защиту своего народа.

Творчество Фраги на века определило основные направления развития национальной литературы. Поэт стал учителем-наставником для всех последующих мастеров слова, которые продолжали различные направления литературного наследия гениального мыслителя. Так, в стихах Кемине преобладали мотивы разоблачения несправедливости в социальной жизни, у Зелили – вопросы нравственности, у Магрупи и Сейди – патриотизма и отваги, у Шабенде, Молланепесе и Мятаджи – лирики.

Поразительно, что появление великих мыслителей совпадает по времени с появлением великих бахши-виртоузов: Ходжа бахши, Гарадели Гоклен, Вейран бахши, Ал бахши, Кор Годжали, Дурды бахши, Шукур бахши и другие. Все они сочиняли музыку на стихи Фраги и его последователей и неустанно пели эти песни, донося до народа идеи туркменских поэтов. 

Великие поэты и бахши пользовались исключительным авторитетом у народа. Их с замиранием сердца слушали все, и стар, и млад. Об этом писали французский офицер Кулибеф де Блоквиль, венгерский ученый Армений Вамбери и другие, побывавшие у туркмен в XIX веке. Блоквиль, рассказывая о любви туркмен к музыке, отмечал, что когда из какой-нибудь кибитки слышатся звуки дутара, то соседи собираются к ней толпами, и те, кому в кибитке не досталось места, стоят снаружи и до тех пор не отходят, пока не кончится музыка, даже в самый сильный холод. Куда бы ни приехал бахши, везде ему почётный приём, повсюду он – душа общества. Во время концерта восторженные слушатели, едва дождавшись конца куплета, начинают хлопать и кричать «браво!» и ловят минуты перерыва, чтобы поднести к губам бахши чашку чая.

Именно в таких концертах, которые могли длиться до самого рассвета, звучали песни на стихи великого классика и других поэтов. Эти концерты стали фактически общенародной трибуной, и слова поэтов, произнесённые с этой трибуны устами бахши, доходили до каждого туркменского племени, до каждого туркмена. Поэты и бахши не просто дали народу надежду, но и вдохновили его на действия во имя исполнения своей смелой мечты. Они подготовили джигитов к защите родной земли.

В условиях раздробленности и отсутствия государства, Махтумкули и его последователи исполнили миссию по сплочению народа и обеспечению целостности края. В этом и заключается историческая заслуга великого поэта, благодаря которому туркменский народ смог выжить и сохранить свою землю.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»