Туркменистан

Хаитов рассказал о новой модели законотворчества Туркменистана

Эксперт считает, что народное представительство — важнейшая составляющая современного парламентаризма.

Политический аналитик электронного издания CentralAsia.news доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист, а также почётный старейшина Туркменистана Мурад Хаитов в эксклюзивном комментарии разъяснил для широкой аудитории сайта системообразующее значение политической модернизации туркменской законотворческой индустрии в условиях современности с учётом национальных особенностей и этнических ценностей. 

Следовать воле и интересам народа

Народное представительство — важнейший признак современного парламентаризма. В парламенте ярко выражено доминирующее положение представительной функции, поскольку именно он является выразителем интересов и воли всего народа, то есть всей совокупности граждан данного государства. Представительная функция является преимущественной или фундаментальной по отношению к законотворчеству. Это обусловлено тем, что представительная роль парламента осуществляется не только через законодательную сферу, но и посредством иных сторон деятельности парламента. 

Парламент, олицетворяя основные прогрессивные критерии цивилизованных государств, в то же время является самобытным, в нем проявляются особенности истории государственного развития Туркменистана, общественного уклада, национальных традиций, правовой и политической культуры и уровня правового сознания. 

Соответственно, становление национального парламента в Туркменистане имеет свои специфические особенности, обусловленные историческим прошлым. Именно национальная специфика позволяет учесть формы и методы отечественного государственного строительства в целом. Например, представительские полномочия предполагают рассматривать деятельность Халк Маслахаты в области законотворчества, как способ реализации коллективного права народа на власть. Акты Милли Генгеша призваны воплощать интересы большинства в обществе (всех слоёв населения). 

Начиная с общинных курултаев

Формирование парламентаризма в той или иной стране — длительный и сложный процесс. И у туркмен они уходят корнями в далёкое прошлое. Например, институт прямого участия народа в определении судьбы государства и общества появился уже в первых туркменских государствах, сначала в форме общинных (племенных) маслахатов (курултаев — собраний, съездов), а затем и в государственно-структурированных органах власти. Избранная конкретная форма строительства — это своего рода синтез общепризнанных подходов, с конкретно-историческими и традиционными национальными устоями народа Туркменистана.

В последние годы Туркменистан находится на важном этапе осуществления конституционной реформы. Современная конституционная реформа, в отличие от предыдущих реформ, по-новому представила систему народного представительства. 

Самобытные национальные традиции, присущие туркменскому народу, и сегодня представляют собой важные и краеугольные столпы конституционного строя, на которых веками держалось общественное и государственное единство страны и её народа. Поэтому, в Конституции Туркменистана закреплены положения, сочетающие в себе практику ведущих государств международного сообщества, и в то же время особенности национального государственного строительства, присущие исключительно туркменскому народу.

Указанные положения для Туркменистана и сегодня имеют важное основополагающее значение, как при рассмотрении любых социально-политических явлений, и, в особенности, при оценке такого важного института, как парламент. Более того, нынешняя конституционная реформа, значительно развила указанные положения. Меры по реализации конституционной реформы направлены на повышение качества жизни граждан, развитие экономики, диверсификации важнейших отраслей народного хозяйства, социальной инфраструктуры, дальнейшего совершенствования политической системы и институтов гражданского общества. 

Следует отметить, что правовую основу, вектор поступательного и динамичного развития общества и государства определяет Конституция Туркменистана. Поэтому, на сегодняшний день «парламентаризм» является для Туркменистана обсуждаемой темой.

Собственный проект двухпалатного парламента 

Как результат реформы в Туркменистане сформирована новая двухпалатная структура национального парламента — Милли Генгеши Туркменистана. Председателем Халк Маслахаты единогласно избран президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов. На первой сессии Халк Маслахаты Милли Генгеши Туркменистана первого созыва избран заместитель Председателя Халк Маслахаты, образованы пять комитетов: по защите прав и свобод человека; по экономике, финансам и социальной политике; по науке, образованию, цифровой системе, спорту и культуре; по региональному развитию, охране окружающей среды и агропромышленной политике; по международным вопросам. 

В Туркменистане применён собственный проект двухпалатного парламента. Национальная модель Милли Генгеша сочетается с присущими нашему народу историческими традициями и современными тенденциями, сложившимися в теории и практике бикамерализма.  В соответствии со ст. 77 Конституции и ст. 1 Закона Туркменистана «О Милли Генгеше Туркменистана», принятого 24 октября 2020 г., Милли Генгеш Туркменистана (Парламент) является представительным органом, осуществляющим законодательную власть. 

Милли Генгеш Туркменистана состоит из двух палат — Халк Маслахаты и Меджлиса. Следовательно, Халк Маслахаты и необходим потому, что, независимо от смены способа и порядка его формирования, мы видим, что среди его членов представители территорий страны, специалисты разных направлений. Халк Маслахаты и Меджлис — составные части Милли Генгеша. Их решения адресованы не конкретным субъектам, а всему государству в целом, и, вместе с тем призваны выражать интересы местностей, мнения территорий и населения. Таким образом, Халк Маслахаты и Меджлис, как палаты Милли Генгеша, осуществляют и представительную и законодательную функции. 

Тандем, направленный на эффективность законодательства

Законотворчество — важнейшая сфера государственной и общественной жизни, где происходят многообразные социальные процессы, накапливается опыт их регулирования, вырабатываются правила совместной и согласованной деятельности людей и организаций. Именно для этого и создаются парламенты. Поэтому, основная функция Милли Генгеша — это законотворчество. 

В Милли Генгеше представлены интересы различных социальных и национальных групп, территорий, здесь на более высоком уровне формируются общие законодательные подходы. В полномочия членов Халк Маслахаты, депутатов Меджлиса входит разработка, обсуждение и принятие законов, направленных на решение проблем, стоящих перед государством и обществом. 

В Законе Туркменистана «О Милли Генгеше Туркменистана» закреплена процедура и весь законодательный процесс. Так, законы Туркменистана принимаются Меджлисом большинством голосов от общего числа депутатов Меджлиса. Принятые Меджлисом законы Туркменистана передаются на рассмотрение в Халк Маслахаты. При внесении в Халк Маслахаты закона определяется ответственный комитет для осуществления предварительного рассмотрения. По его результатам ответственный комитет готовит заключение. Халк Маслахаты после получения заключения ответственного комитета обсуждает закон и принимает решение о его одобрении либо отклонении. 

При­ня­тые за­ко­ны ну­ж­да­ют­ся в санк­ции гла­вы го­су­дар­ст­ва. Глава государства осу­ще­ст­в­ля­ет их про­муль­га­цию и, как пра­ви­ло, обес­пе­чи­ва­ет их официальное опуб­ли­ко­ва­ние. Законодательно закреплено, что закон, принятый Меджлисом и одобренный Халк Маслахаты, в течение десяти дней представляется на подпись президенту Туркменистана. Президент Туркменистана подписывает закон в течение тридцати дней. 

Согласно Конституции, президент Туркменистана имеет право на отлагательное вето, то есть возвратить закон Меджлису со своими возражениями. Например, президент Туркменистана в случае несогласия вправе не позднее чем в двухнедельный срок возвратить закон со своими возражениями в Меджлис для повторного обсуждения и голосования. Данный закон повторно рассматривается Меджлисом и Халк Маслахаты в порядке, установленном Конституцией. Если повторно рассмотренный закон был подтверждён в прежней редакции большинством не менее чем в две трети голосов от общего числа членов Халк Маслахаты и депутатов Меджлиса, президент Туркменистана подписывает данный закон. 

Президент Туркменистана не обладает правом отлагательного вето в отношении конституционных законов о принятии Конституции, внесении в неё изменений и дополнений.

Место Милли Генгеша в жизни государства 

В настоящий момент перед туркменским обществом стоит ряд вопросов, связанных с организацией и деятельностью двухпалатной структуры национального парламента. Именно этим определяется интерес к той роли, которую в будущем займёт Милли Генгеш Туркменистана в современной жизни государства.

Надо сказать, что роль парламента в государстве зависит от модели, взятой за основу при определении их статуса и положения в системе высших органов государства. Естественно, с формированием Милли Генгеша и его дальнейшей деятельности, развитием и совершенствованием законотворческой практики, будут сформированы новые парламентские традиции и обычаи. Кроме того, дальнейшие перспективы парламентского развития в Туркменистане тесным образом связаны также с повышением парламентской культуры и ответственности парламентариев. 

Современный этап развития Туркменистана сопровождается серьёзными преобразованиями общества и, в целом, системы государственной власти на основе принципов демократии, рыночных отношений, а также процессов интеграции Туркменистана в мировое сообщество, обновлением отечественного законодательства. Развитие отечественного законодательства всегда находится в центре внимания главы государства. Свидетельством этого являются ежегодные встречи президента Туркменистана с национальными парламентариями.

Милли Генгеши Туркменистана предстоит решение задач по инкорпорированию инновационных технологий, конкурентоспособной цифровой экономики в различные сегменты национальной экономики, созданию слаженно функционирующей электронной индустрии, нивелированию разницы между городом и селом, введению цифровой системы связи и электронного документооборота.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»