Туркменистан

Цель маршрутов, прокладываемых Туркменистаном – мир и социальная стабильность

Эксперт Юрий Аронский рассказал о туркменских инфраструктурных проектах как о самом верном пути развития государства, региона и континента.

Наличие богатых природных ресурсов, уже реализованных возможностей их глубокой переработки и выгодное геополитическое положение Туркменистана существенно влияют на стратегию развития экономики и ее экспортного потенциала. Эти же факторы во многом определяют политику государства в международных экономических отношениях, открывая дополнительные возможности для транспортировки весьма востребованных природных ресурсов и продуктов на мировые рынки. А о том, как Туркменистан использует свои возможности прокомментировал экономист, учёный, председатель Союза экономистов Туркменистана (СЭТ), член Координационного совета Международного союза экономистов, а также эксперт и постоянный автор редакции CentralAsia.news Юрий Аронский.    

Многополосный мост сотрудничества

Сегодня Туркменистан, являясь мостом, соединяющим Европу и Азию, северные и южные страны, активно реализует свой геополитический потенциал для развития транспортной и логистической инфраструктуры, при этом выгодное местоположение государства открывает новые возможности для создания устойчивых транспортных, электроэнергетических, а также газо и нефте- трубопроводных маршрутов по всем четырем географическим направлениям. 

Цель внешнеэкономической политики Туркменистана — прежде всего сотрудничать со всеми своими соседями. Более того, его энергетические ресурсы являются важным фактором экономического прогресса, а огромные оценочные запасы природного газа могут проложить путь к дальнейшему развитию. Занимая активную позицию в вопросах международного сотрудничества, нейтральный Туркменистан выдвигает конкретные инициативы по формированию разветвлённой транспортной и логистической инфраструктуры и совместно с зарубежными партнёрами успешно реализует крупные проекты в данном направлении.

На основе политики «открытых дверей»

Многостороннее транспортно-логистическое взаимодействие особо актуально в период пандемии коронавируса, когда перед экономиками Центральной Азии и соседних регионов встала острая необходимость адаптации к новым сложным условиям на рынке. Для этого нужны и новые международно-правовые механизмы, которые смогут обеспечить работу транспортных систем в чрезвычайных условиях.

Международные эксперты отмечают, что политика «открытых дверей» последовательно ведёт Туркменистан к транспортному объединению всего евразийского пространства посредством логистики, а развитие транспортных коридоров укрепляет его позицию как международного узлового центра. Такая политика ведет к взаимной выгоде как для страны, так и для ее соседей, серьезно улучшая возможности для торговли и взаимообмена. 

Сейчас государства, успешно реализующие инфраструктурные проекты, зачастую получают доходы от их реализации больше, чем от непосредственной продажи самих ресурсов. Рост объемов транспортных перевозок и повышение значения транспорта и логистики в мировой экономике прогнозировались экспертами уже давно. Однако пандемия значительно ускорила эти процессы, и сегодня транспортная отрасль по своей доходности и актуальности обогнала, пожалуй, все сферы, включая и некогда «всесильный» топливно-энергетический комплекс.

Говоря об инфраструктурных проектах, сегодня речь идет о строительстве разветвленной, комплексной, комбинированной инфраструктуры транспортного сообщения и транзита, охватывающей пространства континентальной Евразии с выходом на морские терминалы Черноморского и Балтийского регионов, Южной и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока.

Занимая одно из ведущих мест в мире по запасам природного газа и обладая существенным нефтяным потенциалом, а также рядом современных предприятий по переработке этих ресурсов, для Туркменистана очень важно последовательно и эффективно решать вопросы их доставки до потребителей как в Европе, так и в Азии.

Маршруты экспорта и мира

После открытия железнодорожного сообщения между Ираном и Туркменистаном через станцию Серахс в конце июня 2020 года железнодорожный транзит Ирана в Туркменистан увеличился на 35%. За 6 месяцев (июль–декабрь 2020 года) в Иран из Туркменистана прибыло в общей сложности 200 000 тонн грузов.

За 2020 год Туркменистан увеличил стоимостный объем экспорта электроэнергии в 3,2 раза по сравнению с 2019 годом. Физический объем поставок, согласно данным госкомитета страны по статистике, вырос в 3,1 раза. Увеличение экспорта явилось прямым следствием успешной реализации ряда продуманных инфраструктурных проектов. Они нацелены на увеличение производства в Туркменистане электроэнергии до 33 млрд. кВт часов энергии в год. Ключевыми покупателями туркменской электроэнергии в настоящее время являются Афганистан, Иран и Узбекистан.

Маршруты экспорта энергоносителей из Туркменистана открывают широкие возможности для многих совместных проектов и, следовательно, для энергетического диалога и дипломатии. 

Как энергетическая держава с глобально значимыми запасами энергоресурсов Туркменистан уделяет большое внимание диверсифицированному развитию трубопроводного транспорта. Напомним, что Туркменистан обладает углеводородными запасами порядка в 71 миллиард тонн нефтяного эквивалента, из которых более 20 миллиардов тонн нефти и более 50 триллионов кубометров природного газа. Крупнейшие залежи голубого топлива приходится на супер гигантское по международной классификации месторождение «Галкыныш», которое оценивается в 27 триллионов кубометров. 

Конкретный пример того, как страна укрепляет свою энергетическую дипломатию, а также его твердой готовности содействовать мирному диалогу и устойчивому экономическому развитию с соблюдением международных стандартов — это строительство газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ), которое, по мнению всех заинтересованных сторон и партнеров, придаст мощный импульс экономическому росту в регионе. Сегодня наблюдается значительный прогресс в реализации проекта транснационального газопровода ТАПИ на территории сопредельных государств-участников, а на территории Туркменистана работы уже практически завершены. Кроме этого, уже построен и успешно функционирует транснациональный газопровод Туркменистан — Узбекистан — Казахстан — Китай.

Все эти проекты в газовом и энергетическом секторах демонстрируют, что Туркменистан является лидером в области энергетики в регионах ЦА и Южного Кавказа, и полон решимости содействовать диалогу и способствовать региональной и экономической интеграции. Находясь в самом центре Великого Шелкового пути, Туркменистан играет ключевую роль в регионе в качестве миротворца и пропагандиста идей энергетической дипломатии.

Туркменистан и глобальный кризис

Учитывая условия сегодняшнего общемирового кризиса, вызванного пандемией, можно отметить, что Туркменистан входит в ограниченное число стран региона Ближнего Востока и Центральной Азии, бюджетные средства которых достаточны для поддержания восстановления экономики после глобального кризиса, вызванного коронавирусом. К такому выводу пришли специалисты Международного валютного фонда в своем октябрьском прогнозе 2020 года «Перспективы развития региональной экономики». 

Вместе с Туркменистаном в список попали Азербайджан, Казахстан, Кувейт, ОАЭ и Саудовская Аравия. В других же странах «коронакризис» вызвал рост уровня государственного долга, что повлекло за собой серьезное ухудшение бюджетных возможностей.

Инфраструктурные проекты имеют региональное и континентальное значение

Наряду с модернизацией транспортной системы внутри страны предпринимаются усилия по созданию и развитию таких международных транзитно-транспортных коридоров, как Афганистан-Туркменистан-Азербайджан-Грузия-Турция.

Реализация крупных инфраструктурных объектов, как Международный морской порт Туркменбаши, Ашхабадский международный аэропорт, строящийся высокоскоростной автобан Туркменабад-Ашхабад-Туркменбаши позволяют Туркменистану стать уже сейчас важным звеном международной транспортно-логистической системы. 

Отдельно следует отметить огромное значение проекта модернизации и электрификации параллельного автобану участка железной дороги Туркменбаши-Ашхабад-Мары-Туркменабад. Выход этих и других объектов на полную мощность способен привести к стратегическим изменениям в логистических цепочках континентальных грузоперевозок, для которых открываются наиболее оптимальные и выгодные маршруты.

Особенно стоит обратить внимание на важность цифровизации при проведении транспортно-логистических процессов в рамках реализации Концепции цифровой экономики на 2019–2025 годы, инициированной президентом Туркменистана Гурбангулы Бердыухамедовым. Применение IT технологий здесь существенно повышает оперативность решения многих процессов и задач, тем самым повышая как качество, так и эффективность реализации международных экономических связей.

Обобщая вышеизложенное, можно отметить возрастающую роль Туркменистана в качестве ключевого инфраструктурного звена Евразии, имеющей региональное и континентальное значение.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»